• МОУ "Красненская сош имени М.И. Светличной"
  • image03
    Активный отдых
  • image02
    Красненская сош - ресурсный центр
  • image04
    У дружного коллектива, уверены мы, много ярких побед впереди.
Главная » Статьи » Советы школьного психолога

Влияние тревожности на успеваемость школьника

Влияние тревожности на успеваемость школьника

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора -основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов. Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый "букет" факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

Было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за эмоциональные проблемы учащихся только на плечи школы, забывая о семье. В жизни школьника эти два фактора неразрывно связаны. Идя в школу ученик не может оставлять за порогом дома сундук с семейными традициями, с грузом переживаний , а уходя домой забывать в школьном гардеробе сумку с событиями дня, требованиями учителей, новыми конфликтами. Более того создавая свой "я-образ", ребенок подобно пчеле , собирает дань информации о себе в семье и в школе, во дворе и секции, и вновь в школе и семье. Теплое, хорошее отношение в семье к ребенку может компенсировать отрицательные переживания, связанные со школой. И наоборот, минусы воспитания могут быть погашены и чутким учителем, доброжелательным отношением одноклассников.

Это возможно когда семья и школа дополняют друг друга - во имя ребенка, создавая ему гармоничный, целостный мир. Но к сожалению, семья и школа объединяют свои усилия не для поддержки ребенка , а для порицания и наказания. Это создает у ученика чувство безвыходности: никто не верит в него, все - против.

Фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Т.е. родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы или матери своих детей или же дети некого Супер родителя, символом которого выступает учитель.

На первый взгляд может показаться, что источником страхов родителей перед школой выступает только их не всегда удачный собственный школьный опыт. Но если посмотреть более глубоко, то окажется, что источник этих страхов корениться не только в индивидуальном опыте, но имеет коллективные, культурно-исторические корни, связанные с развитием человеческой цивилизации, которые не всегда осознаются.

Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребенком. А ребенок для родителей всегда является частью их самих, причем наиболее незащищенной частью. Поэтому наибольшую тревожность перед школой испытывают те родители, которые сами имеют проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Проблемы их ребенка во взаимоотношениях со школой могут стать дополнительным поводом для самоанализа и личного роста таких родителей.

 Важный аспект проблемы заключается в том, что ребенок с высоким уровнем тревожности не может использовать своих потенциальных возможностей и добивается меньшего, чем мог бы достигнуть.

Основными причинами школьной тревожности могут быть:

    конфликт между потребностями ребенка;

    противоречивые требования с стороны родителей;

    неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;

    конфликт воспитательной системы школы и семьи;

    негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;

    ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат.

Для преодоления школьной тревожности необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное - нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Нас часто пугают ошибки наших детей. Напрасно: страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности, вялое смирение - источник мещанского прозябания и самодовольного упоения собственной посредственностью.

Таким образом, цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.


Просмотры: 3503 / Добавил: Сычёв / Дата: 14.08.2024
Комментарии 1
Всего комментариев: 0
Только зарегистрировавшиеся пользователи могут оставляьт комментарии.
[ Registration | Login ]
Конструктор сайтов - uCoz