Красненской земле
Край родной, кусочек России,
Где судьбою предсказано жить,
Не найти мне на свете красивей,
Не расстаться с ним, не разлюбить.
Здесь на каждой лужайке встречает
Белоствольных берез хоровод.
В малой родине сердца не чает
Хлебосольный и дружный народ.
Так завязаны кровные узы,
Что вовек нашу связь не порвать,
Я горжусь этим крепким союзом
И хочу в юбилей пожелать:
Становись все богаче, все краше,
Самобытный мой красненский край,
И на благо Родины нашей,
И на славу ей процветай!
(Мильнева Г.И.)
Край родной, кусочек России,
Где судьбою предсказано жить,
Не найти мне на свете красивей,
Не расстаться с ним, не разлюбить.
Здесь на каждой лужайке встречает
Белоствольных берез хоровод.
В малой родине сердца не чает
Хлебосольный и дружный народ.
Так завязаны кровные узы,
Что вовек нашу связь не порвать,
Я горжусь этим крепким союзом
И хочу в юбилей пожелать:
Становись все богаче, все краше,
Самобытный мой красненский край,
И на благо Родины нашей,
И на славу ей процветай!
(Мильнева Г.И.)
Белгородчина - часть региона, где пролегает граница великорусской и украинской этнических групп, характеризуется чересполосностью русских и украинских мест поселения. С XVII по ХХ век произошли сложные этнические процессы, отразившиеся в языке, одежде, жилище, фольклоре и даже в ремеслах. В конце ХIХ - начале ХХ веков русские и украинцы жили более обособленно, даже браки редко заключали между собой.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов .Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д. В Белгородской области оказался практически весь спектр видов костюма сложившегося в России.
Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями.
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.
Хранителями костюмов являются в основном участницы фольклорных ансамблей. Среди представленных образцов костюмы подлинные, а также реконструированные по старинным образцам.
В большинстве случаев участницы ансамбля, сохранили костюм, но при этом частично, реконструировали его. Например, рубаха и нарукавники к ней сшиты по выкройке подлинной рубахи, но из современной ткани и украшены фабричной тесьмой. Ткань предположительно - атлас.
Понева и пояс домотканые, подлинные, сохранились в хорошем состоянии. Пояс повязывается по талии, и в отличие от других сел района, концы пояса оставляются сзади.
Что касается фартука, так называемой «завески», она обновлена атласными лентами, бахрома и тесьмой фабричного производства. Отличаются только поневы - у каждой свой неповторимый орнаментальный рисунок.
У участниц имеются нагрудные украшения в виде бус современных или реконструированных (вновь нанизанных), оставшихся по наследству.
Ансамбль народной музыки «Пересек» под руководством фольклориста-исследователя Ивана Карачарова создан в 1986 году. Он объединил молодых и талантливых музыкантов. Концертные программы коллектива – это яркое, красочное представление. Ансамбль исполняет уникальные песни юга России XV1 – X1X веков, сопровождавшие календарные праздники и обряды, звучавшие на традиционной русской свадьбе.
Оригинальны, так называемые, фольк-роковые композиции «Черный ворон», «Девка по саду ходила», «Масленая», где сочетается народная песня и звучание современных электронных инструментов.
Для детей «Пересек» предлагает игровую программу, в которой каждый юный зритель становится участником игр, хороводов, плясок.
Песенно-инструментальный ансамбль «Балалаечка»
Cоздан в 1990 году. Руководит коллективом замечательный музыкант, заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис Александрович Горюнов, знаток русских народных инструментов, умело использующий их в партитуре современного оркестра. Талантливый исследователь народной культуры дает жизнь забытым инструментам, изготавливая их собственными руками. Коллектив ведет большую образовательную работу, выступая перед учащимися музыкальных и общеобразовательных школ.
Мемориальный комплекс"Парк Победы"
Первыми на высоту 254,5, севернее поселка Яковлево, в ожесточенном бою ворвались танкисты 398-го танкового батальона 183-й танковой бригады 10-го танкового корпуса. На этой высоте произошел перелом в Курской битве. Здесь, на 624-м километре автомагистрали Москва-Симферополь, сооружен Мемориальный комплекс"Парк Победы" - филиал Белгородского государственного краеведческого музея. От магистрали открывается общий вид на Мемориал. На переднем плане - памятник танкистам: на постаменте из розового гранита установлен танк Т-34. У подножия на могиле металлические плиты с именами павших танкистов 10-го танкового корпуса. На мраморной плите слова: "Советским танкистам - участникам разгрома немецко-фашистских войск".
За памятником танкистам сооружена 44-метровая дугообразная стела с рельефами, символизирующая линию фронта. По краям стелы установлены два 122-миллиметровых дальнобойных орудия. На стеле барельефные изображения воинов - танкиста, летчика, пехотинца. В центре Мемориала - Вечный огонь, зажженный в память о доблестных солдатах Отчизны. По обе стороны от Вечного огня расположены символические могилы павших в боях воинов. В зале боевой славы экспозиция священных реликвий, свидетельствующих о подвигах общевойсковых, танковых и авиационных соединений, принимавших участие в боях на Белгородском направлении.Здесь образцы оружия, личные вещи, уникальные документы, фотографии бойцов и командиров, военачальников - командующих фронтами И. С. Конева и Н. Ф. Ватутина, маршала Г.К.Жукова. В братской могиле, расположенной недалеко от входа в зал Боевой славы, покоятся останки погибших воинов-артиллеристов. В южной части Мемориала, на высоте 254,5, находится блиндаж, окопы, ходы сообщения, сохранившиеся со времен войны. Здесь установлена пушка ЗИС-3, расчетом которой командовал сержант П.Д.Азаров, ставший кавалером ордена Славы трех степеней. Такая же пушка установлена в орудийном окопе на южном склоне высоты. Все это памятники в честь воинов-артиллеристов, сыгравших особую роль в уничтожении бронетанковой техники и живой силы врага. На север от Мемориала тянется каштановая аллея, посаженная белгородцами - Героями Советского Союза, полными кавалерами ордена Славы, Героями Социалистического Труда. В центре ее, на высоком постаменте застыл истребитель "ЯК". В конце каштановой аллеи взметнулся ввысь обелиск. Он имеет форму меча, состоящего из двух частей. Это символ взаимодействия Воронежского и Степного фронтов. Строительство мемориального комплекса Курская дуга было приурочено к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Музей - заповедник "Прохоровское поле" Летом 1943 года в ходе Курской битвы - крупнейшей стратегической оборонительной операции Красной Армии - у небольшой железнодорожной станции Прохоровка произошло не имеющее себе равных в истории Великой Отечественной войны танковое сражение. На небольшом поле юго-западнее станции, названном впоследствии «танковым», в яростной схватке сошлись несколько сот боевых машин пятой гвардейской танковой армии и второго танкового корпуса СС. Враг стремился любой ценой добиться реванша за сталинградскую катастрофу, переломить ход войны в свою пользу. И перелом произошел, но только в пользу советских войск. Отсюда, с прохоровских рубежей, они по
шли тяжелым, но победным путем до самого Берлина.
Следуя давней русской традиции устанавливать на местах исторических событий в назидание потомкам памятные знаки, на месте Прохоровского сражения решили создать мемориальный комплекс.
26 апреля 1995 года Указом президента России был учрежден Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». 3 мая 1995 года к юбилею Победы в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие музея-заповедника, который включает следующие объекты:
- Звонница;
- военная техника;
- братская могила и поклонный крест на х. Сторожевое;
- музей Прохоровского танкового сражения;
- храм святых апостолов Петра и Павла;
- Колокол Единения;
- «Поле Шпетного»;
- братская могила в с. Прелестное;
- культурно-исторический центр;
- библиотека Н.И. Рыжкова на «Прохоровском поле».
Главным памятником музея-заповедника является Звонница, высотой (авторы проекта- В.М. Клыков, Р.И. Симерджиев, Г.К. Солохин). Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера - символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы - заступницы и защитницы России. Над пилонами золотым блеском сияют слова: «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих». Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час, через каждые 20 минут, он оповещает ударами о трех ратных полях. Первый звон напоминает о героях Куликовского поля, второй — Бородино, третий звон — память о сражении на Прохоровском поле.
Решающее сражение на Прохоровском поле произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла. По канонам православной церкви храм назван их именами.
Высота храма составляет , его композиция напоминает зажженную свечу. Особую торжественность храму придает белый цвет Преображения, цвет чистоты и благородства души, удостоившейся вечной жизни. Внутри храма на беломраморных плитах высечено около семи тысяч имен воинов, павших под Прохоровной. Главный архитектор проекта Д.С. Соколов.
В этот же день, 3 мая 1995 года, в Прохоровке были открыты музей Прохоровского танкового сражения, культурно-исторический центр, библиотека Н.И. Рыжкова.
Уникальность библиотеки в том, что ее фонд формируется по принципу добровольных пожертвований книжных издательств, организаций, писателей, общественных деятелей, частных лиц. Основа фонда - около трети всей литературы - книги из личной библиотеки Н.И. Рыжкова. В фонде есть книги, подаренные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, губернатором Белгородской области Е.С. Савченко, депутатами Государственной Думы, предпринимателями, писателями.
Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» осуществляет контроль сохранности памятников истории и культуры, организует работы по исследованию основных и окрестных исторических территорий, по перезахоронению останков советских воинов, выполняет роль основного заказчика по ремонту и содержанию объектов музея-заповедника, по сохранению ландшафта и благоустройству.
Проект границ Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» был разработан институтом «Спецпроектреставрация» Министерства культуры Российской Федерации - архитектурно-реставрационной мастерской, руководимой заслуженным деятелем искусств В.Ю. Кеслером, совместно с дирекцией музея-заповедника.
Память
Это память о городе нашего детства
И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,
Отдал жизнь за него и потомкам
в наследство
Отстоял этот город под Белой горой.
Здесь в жестоких сраженьях
в году 43-м
Бились насмерть солдаты
Российской Земли,
Чтобы Родина наша стояла
столетья,
Чтобы хлебные нивы под солнцем
цвели.
Чтобы в чистое небо взлетели
ракеты,
Чтобы песни звенели и радовал
труд,
Чтобы помнили люди на мирной
планете
Нашей Родины Первый Победный
Салют!
(Ю. Шмелев)