• МОУ "Красненская сош имени М.И. Светличной"
  • image03
    Активный отдых
  • image02
    Красненская сош - ресурсный центр
  • image04
    У дружного коллектива, уверены мы, много ярких побед впереди.
Главная » 2016 » Июнь » 29 » Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних

Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних

Молодежная наркомания на протяжении многих лет является одной из социально значимых проблем нашего общества и вызывает особое беспокойство.

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации запрещено статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" То есть закономпотребление наркотиков отнесено к антиобщественным действиям. За наркопотребление несовершеннолетние с 16 лет подлежат административной ответственности (ст. ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), а в случае, если потребителем оказывается лицо, не достигшее 16 лет, административная ответственность установлена в отношении его родителей или иных законных представителей (ст. 20.22 КоАП РФ). За склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам, употреблять которые запрещено, существует утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень. Обращаю внимание, одно из таких психотропных  веществ  в составе курительных смесей ("спайсов") стало причиной массовых отравлений наркопотребителей в 2014 году, когда число отравлений несовершеннолетних и молодежи такими смесями на территории ряда субъектов Российской Федерации превысило 700 человек, 25 из которых умерло.

В отношении аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Перечне указаний нет. Тем не менее, профилактика потребления аналогов должна осуществляться так же, как и профилактика потребления наркотиков. К аналогам относят "вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. В связи с этим свойством аналогов уголовным законом запрещены: их незаконный оборот (ст. 228 УК РФ), незаконное производство (ст. 228.1 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), а также склонение несовершеннолетних к потреблению аналогов (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Следует отметить, что значительный импульс развитию законодательства, регламентирующего профилактику наркопотребления среди несовершеннолетних, придало принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. С учетом закрепленных в Стратегии положений  принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты детей от незаконного употребления наркотиков(Федеральныйзакон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  и другие).

Следует отметить, что составной частью профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является противодействие распространению информации о новых видах наркотиков, о преимуществах потребления различных их видов, способах приготовления и т.п. В международно-правовых актах распространение подобной информации именуется "публичным подстрекательством к потреблению наркотиков", которое должно квалифицироваться во всех странах как правонарушение. Такая позиция отражена в Конвенции ООН от 20.12.1988 "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ".

В настоящее время в России активно развивается законодательство, нормы которого предусматривают меры противодействия вышеуказанному публичному подстрекательству.Общий запрет на распространение информации о наркотиках включен в ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". Он распространяется на все печатные издания, телевизионные передачи и т.п.

Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в котором установлен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.

Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста. Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания (как бы между прочим); в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 436-ФЗ).

Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 436-ФЗ).

Федеральным законом от 7 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрен ограниченный перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, которая запрещена к распространению в Российской Федерации. К таковой относится информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркотиксодержащих растений.

К профилактическим мероприятиям общего уровня относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи, которые должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.

В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации (общего, профессионального и дополнительного образования). Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п.3.ч1 ст.3). Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников. Не случайно в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 включено изучение Основ безопасности жизнедеятельности, ориентированных на формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Аналогичные положения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413.

На формирование здорового образа жизни ориентирует и Федеральный закон N 120-ФЗ, обязывающий образовательные организации обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществлять меры по организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 14 Закона).

Проведение антинаркотической пропаганды в образовательной организации на надлежащем уровне возможно тогда, когда педагоги обладают соответствующими научными знаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, психотропных веществ и их аналогов.

Профилактикой наркомании среди несовершеннолетних, в том числе антинаркотической пропагандой, должны заниматься не только образовательные организации, но и другие субъекты системы профилактики. Так, региональными законами предусмотрено участие в профилактике наркомании органов местного самоуправления муниципальных образований, которые содействуют антинаркотической пропаганде и организуют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни .

Профилактическое антинаркотическое воспитание осуществляется и на индивидуальном уровне. Прежде всего, оно связано с оздоровлением условий жизни несовершеннолетнего в семье. На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ с родителями (законными представителями), отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.Такие лица должны быть своевременно выявлены соответствующими органами системы профилактики, в поле зрения которых они могут попасть (учреждения, организации здравоохранения и образования, подразделения органов внутренних дел и ФСКН, КДНиЗП и т.п.).В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ каждый из названных органов, выявивший родителей, потребляющих наркотики, должен проинформировать как минимум органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы управления образованием, которые обязаны взять на учет семью, где родители потребляют наркотики, а ПДН ОВД совместно с наркологическим диспансером должны проводить с такими родителями индивидуальную профилактическую работу.

Жизнь не стоит на месте, появляются новые виды наркотиков, изготовители постоянно модифицируют их состав, создавая формулы, еще не включенные в список запрещенных законом препаратов. С учетом этих факторов всем уполномоченным органам и субъектам системы профилактикинеобходимо и в дальнейшем уделять  пристальное внимание вопросам профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних и пропаганда здорового образа жизни является одним из ключевых направлений этой работы.

Просмотры: 1477 / Добавил: Сычёв / Дата: 18.05.2024
Комментарии 0
Конструктор сайтов - uCoz